Годичный план тренировок в плавание

 

Содержание

Тренировки по плаванию – программы для начинающих и среднего уровня, план на скорость

Далее в этой главе я излагаю свои советы, адресованные трем группам читателей, которые, как я подозреваю, составляют основную аудиторию этой книги: опытным пловцам, желающим подняться на новый уровень, пловцам и триатлетам, потратившим годы на совершенствование положения тела и навыка скольжения, но разочарованным достигнутыми результатами, и взрослым людям, обучающимся плаванию.

ОПЫТНЫЕ ПЛОВЦЫ, ЖЕЛАЮЩИЕ ПОДНЯТЬСЯ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Если вы опытный пловец, пусть даже участвуете только в студенческих спортивных мероприятиях, выполняя аэробные, анаэробные серии, серии на выносливость, ускорения на короткие дистанции, во время разминки (заминки) и по ходу всех остальных комплексов основное внимание вам следует уделять чувству воды, нахождению в ней опоры и высокому положению локтя. Даже если вы считаете, что положение руки у вас правильное, можно совершенствовать его ради повышения амплитуды и силы гребка. Мне жаль, что я не обладала этим знанием еще в школе и в колледже. То время, что я потратила, плавая по дорожке туда и обратно наедине со своими мыслями, можно было посвятить чему-то полезному, а не размышлениям о том, что «есть хочется и вода холодная» или «вообще, когда же наконец закончится эта двухчасовая тренировка».

Плавайте осознанно. Пусть каждая тренировка обретет смысл. В каждый момент времени вам нужно понимать, что и ради чего вы делаете. Если у вас выдался тяжелый день, не сердитесь на себя, лучше превратите его остаток в что-то полезное. Даже если вы устали настолько, что не можете проплыть заданную дистанцию, сконцентрируйтесь на скольжении под водой, поиску опоры в воде или увеличении амплитуды движения при высоком положении локтя. После каждой тренировки вы должны иметь возможность сказать: «Сегодня я стал лучше плавать, потому что…»

Наибольшие результаты вам принесет освоение навыка высокого положения локтя и нахождения опоры в воде во время выполнения серий на анаэробной и лактатной скорости (на пределе возможностей). Многие спортсмены изо всех сил стараются придумать, как избежать боли во время таких тренировок, в то время как им следовало бы думать о том, как усовершенствовать свой гребок (и удар ногами – для тех, кто плавает шестиударным кролем; об ударах ногами можно прочитать в приложении Б).

Кроме того, обсудите со своим тренером темп гребка. Проанализируйте собственную скорость гребка в сравнении со скоростью олимпийских медалистов (глава 7). Вы и только вы отвечаете за то, чтобы найти оптимальный баланс между показателями своего плавательного уравнения. Все это обычная логика и здравый смысл, и на этом основании можно построить конкретный план действий. Начните разрабатывать этот план уже сегодня.

ПЛОВЦЫ И ТРИАТЛЕТЫ, ПОТРАТИВШИЕ ГОДЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА И НАВЫКА СКОЛЬЖЕНИЯ, РАЗОЧАРОВАННЫЕ ДОСТИГНУТЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Если вы попали в эту категорию, то вам нужно совершить переворот в своем сознании. Проще говоря, для этой группы необходима революция. Чтобы быстрее двигаться в воде, вам нужно разработать план, отведя большую часть времени – фактически 80 % – на работу над подводной частью гребка. Отбросьте свою одержимость скольжением, обтекаемым положением тела и снижением сопротивления. Это вас только замедляет. Смените их на увеличение сопротивления в воде под вами для создания тяги.

Информация, приведенная в главе 7, относительно скорости гребка и количества гребков, выполняемых олимпийскими чемпионами, всегда была общедоступной. Я просто не в состоянии понять, почему она не оказалась в центре обсуждения применительно к технике плавания. Я уверена, что если бы это произошло, то последние 15 лет стали бы более продуктивными для пловцов и триатлетов, которые все это время не понимали, чего же недостает их технике.

Но теперь-то мы знаем, чего недоставало, и это вся информация, которая нам нужна. Хотите верьте, хотите нет, но это хорошая новость: у вас есть информация, которая даст новый заряд энтузиазма вашим тренировкам. Но помните: прежде чем начать увеличивать свой показатель скорости гребка, необходимо сосредоточиться на технике. У вас много времени. Не торопитесь. Те из вас, кто понял, что построение мощного гребка требует времени, добьются успехов в плавании; тех же, кто поторопится, ожидает разочарование.

ВЗРОСЛЫЕ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПЛАВАНИЮ

Как уже было сказано, новичкам прежде всего необходимо обучиться базовым техническим аспектам вольного стиля, таким как умение свободно держаться на воде и техника дыхания. Какое-то время они и будут вашими ключевыми элементами. И вне всякого сомнения, новички тоже могут выполнять упражнения на суше (жгут, силовая скамья, отжимания) и некоторые упражнения в воде (скаллинг, даже если просто выполнять это упражнение, как Гэри Холл-мл.) для развития чувства воды и отработки высокого положения локтя.

Тренеры, работающие с взрослыми, обучающимися плаванию, должны проникнуться теми трудностями, с которыми сталкиваются их подопечные, осваиваясь в воде. Но они также не должны недооценивать способность пловцов выполнять самые сложные элементы гребка. Если бы ко мне подошла какая-нибудь женщина и сообщила, что ей 70 лет, что она никогда не занималась спортом, но хочет научиться плавать, чтобы участвовать в соревнованиях по триатлону, я бы в первый же день ввела в ее тренировку резиновый эспандер и скаллинг.

Каждый независимо от возраста, опыта, физической силы и гибкости в состоянии продвинуться вперед в выполнении ключевых элементов плавания.

Обратите внимание: те из вас, кто еще не очень уверенно держится на воде, пожалуйста, регулярно перечитывайте раздел, посвященный скаллингу. Обратите внимание на кисти – они должны быть напряженными, не согнутыми. Основное внимание необходимо уделять чувству давления воды на ваши предплечья и кисти, и тогда вы обретете спокойствие и контроль над своим телом. Паника начинается, когда мы боремся с водой, когда тело наше становится «деревянным». Поэтому выполняйте упражнения в медленном темпе, постоянно концентрируйтесь на чувстве воды. Если вы так поступите, то наш с вами вид спорта предстанет в совершенно новом свете, а чувство уверенности в воде значительно возрастет.

ЕЩЕ ОДНА ГРУППА

Некоторые из вас, прочитав все, что только возможно на тему скорости, все же остановят свой выбор на длинном, скользящем, не требующем значительных усилий гребке. Возможно, вас вообще не интересуют скорость и победа в соревнованиях. Возможно, вы просто хотите наслаждаться плаванием и пользоваться всеми его преимуществами. Прекрасно. Я восхищаюсь вами, потому что вы назначили козырь сами, и готова сыграть с вами партию в юкер в любое время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПЛОВЦЫ И ТРИАТЛЕТЫ, ПОТРАТИВШИЕ ГОДЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА И НАВЫКА СКОЛЬЖЕНИЯ, РАЗОЧАРОВАННЫЕ ДОСТИГНУТЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Выносливость, ритм дыхания, техника поворотов

Комплекс №1: Выполните каждое упражнение дважды, по 12 повторений.

Психологический аспект

У большинства спортсменов предстоящее соревнование вызывает самую настоящую тревогу. Она может проявлять себя даже на физическом уровне. Спортсмен ощущает непонятные боли в теле и другие неприятные ощущения, которые снижают уверенность в себе.

“А может, тренировок было недостаточно, и я еще не готов к таким серьезным соревнованиям по плаванию?” — примерно такой вопрос задает себе практически каждый будущий участник заплыва, особенно перед своим первым состязанием. Эту ситуацию прояснить довольно просто. Во-первых, вы волнуетесь перед стартом, это абсолютно нормально. Во-вторых, ваше тело и психика привыкли к очень напряженной работе. Еще недавно тренировки по плаванию шли на полную катушку, а теперь нагрузка стала гораздо меньше. Если ваш организм всячески тянет вас потренироваться, подойдите к своему тренеру и попросите у него свой план занятий. Это поможет вам убедиться, что вы сделали очень и очень много для своей подготовки.

В этот период самым главным является НЕ переусердствовать во время занятий, уделять достаточно внимания восстановлению и отдыху. Вы должны выйти на дорожку полным сил и уверенности, а не измотанным тяжелым трудом. Обязательно высыпайтесь ночью! При дефиците сна люди стремятся наверстать нехватку энергии большим количеством кофе и сладостей. Высокая загрузка быстрыми углеводами не может положительно сказываться на физической форме и самочувствии.

Тренировка пловцов (стр. 1 из 2)

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ

В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха. При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, проплывание серии отрезков 8X25 м в полную силу с отдыхом почти до полного восстановления направлено на воспитание скорости, равномерное проплывание дистанции 1500 — 3000 м с небольшой скоростью — на воспитание общей выносливости, а проплывание 6×200 м с интенсивностью 85—90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5—2 мин — на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции (200—400 м) и 800 м.

V.3.I. Равномерный метод тренировки

Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной сонастроенности в работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20—25 ударов за 10 с.

Длина проплываемых дистанций зависит от подготовленности пловца. Например, спортсмены III — II разрядов проплывают до 800—1500 м, а пловцы высших разрядов — больше.

V.3.2. Переменный метод тренировки

Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца. При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании — повышению специальной выносливости.

VJ.3. Интервальный метод тренировки

Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серий )трезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно-сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.

В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности—развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26—30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4—10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.

Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и ■ интенсивности плавания.

V.3.4. Повторный метод тренировки

Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90—100%). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III—II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха.

V.3.5. Соревновательный (контрольный) метод тренировки

Читать статью  Особенности построения фитнес-тренировок в плавании

Соревновательный, или контрольный, метод тренировки — это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях. При проведении тренировок с целью подготовки к сдаче норм комплекса ГТО наиболее широкое применение получил наиболее простой — повторный метод тренировки.

V.4. УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ ПЛОВЦОВ

Управление спортивной тренировкой включает планирование, контроль за тренировкой и внесение в нее необходимых коррективов.

V.4.I. Планирование тренировки

В практике спортивного плавания различаются планирование многолетней тренировки, четырехлетнее планирование, планирование годичного цикла и текущее планирование.

Планирование многолетней тренировки базируется на закономерностях возрастной динамики спортивных результатов пловцов и динамики их тренировочных нагрузок. Основой планирования многолетней тренировки является единая программа для ДЮСШ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

В программе учебный материал излагается по следующим группам: начальной подготовки, учебно-тренировочным и спортивного совершенствования. Это придает единое направление учебно-тренировочному процессу. Продолжительность всего тренировочного процесса — от новичка до мастера спорта — составляет примерно 5—6 лет.

Динамика годовых тренировочных нагрузок (км) в процессе многолетной тренировки характеризуется постепенным ростом общего объема и объема интенсивного плавания.

Четырехлетнее планирование осуществляется исходя из календаря спортивных мероприятий. На его основе определяют периодизацию, динамику нагрузок и динамику состояния спортивной формы. В плане выделяются разделы: 1. Общая для спортсмена или команды цель. 2. Цикличность подготовки. 3. Календарь основных соревнований и периодизация. 4. Задачи и направленность тренировок по годам. 5. Педагогический контроль и контрольные нормативы. 6. Динамика основных показателей тренировочного процесса (количество дней тренировки и отдыха, количество часов тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузок). 7. Врачебный контроль.

Спортивные результаты планируются исходя из закономерностей динамики их роста у хороших пловцов. Способные к плаванию ученики обычно показывают через год после начала тренировки результат III разряда, через 2 года — результат II разряда и черазряда, дальнейшее планирование результатов проводится исходя из конкретных условий тренировок и состояния спортсмена.

Планирование годичного цикла проводится на основании многолетнего плана с учетом опыта прошлого года. В плане фиксируются:

1. Краткая характеристика спортсмена или группы.

2. Цель и основные задачи.

3. Контрольные нормативы.

4. Календарь спортивных мероприятий и периодизация.

5. Распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности.

6. Педагогический и врачебный контроль.

Распределение тренировочных нагрузок обычно выполняется в виде плана-графика. По горизонтали откладываются месяцы и недели, а по вертикали — общие объемы и объемы интенсивного плавания. График нагрузок дополняется краткой объяснительной запиской.

Текущее планирование (месячное, недельное, отдельной тренировки) детализирует план годовой подготовки. Фиксируются основное содержание тренировок, их направленность (например, на развитие общей выносливости, специальной выносливости или скорости), общий объем тренировки и интенсивность нагрузки («малая», «средняя» или в процентах от максимальной скорости), планируемые результаты.

Месячные и недельные циклы по характеру тренировочных нагрузок волнообразные и приобретают различную направленность в зависимости от решаемых задач. В связи с этим различают втягивающие, развивающие, контрольные, стабилизирующие и предсоревновательные циклы.

Построение недельных микроциклов тренировки проводится с учетом их направленности и степени тренированности пловцов. Продолжительность микроцикла обычно составляет 7 дней, что хорошо совмещается с привычным для человека ритмом жизнедеятельности.

Микроцикл состоит из отдельных тренировок, суммарный эффект которых обеспечивает намеченную направленность и повышение спортивной работоспособности. При этом каждая тренировка также характеризуется преимущественной направленностью. Например, тренировка может быть направлена на повышение: скорости, общей выносливости, специальной выносливости на избранной дистанции, тактического мастерства, силы и выносливости мышц, участвующих в работе при выполнении гребков.

Тренировочное занятие в воде состоит из трех частей:

подготовительной, в которой проводятся комплексное плавание, плавание в спокойном темпе, упражнения на совершенствование техники плавания, выполняемые с целью разминки;

основной части тренировки, в которой применяются упражнения с направленностью, характерной для тренировки в целом;

заключительной части тренировки, в которой проводится плавание в спокойном темпе с целью создания благоприятных условий для восстановления.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим: длина проплываемых отрезков и дистанций — 50, 100 или 200 м; интенсивность «порций работы» — частота пульса 26—30 ударов за 10 с; продолжительность отдыха — от 5 до 45 с; повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда — 4—10 раз, у пловцов высокой квалификации — больше.

Тренировки по плаванию – программы для начинающих и среднего уровня, план на скорость

Выкладываю одну из тренировок, предлагаемых американскими тренерами по плаванию. Буду стараться выкладывать по одной программе каждую неделю. Как говорится, следите за новинками)))

Под отдыхом понимается перерыв между каждым повторением (например, при дистанции 4*25 м отдых 1 минута означает, что между каждыми проплытыми 25 метрами нужно делать перерыв по 1 минуте). Руководствуйтесь этим показателем как ориентиром и, если вы чувствуете, что вам нужно больше времени на восстановление, увеличьте время отдыха.

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Link
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
  • Link

Ну да, программу на 10 метров тяжеловато придумать. А особенно ее разнообразить)).

Но, я уверена, скоро вы будете преодолевать гораздо большие расстояния. В следующий раз выложу какую-нибудь программу для начинающих. Ну что бы вам было на что ориентироваться))

Касательно анаэробной нагрузки, вот что нашла

Анаэробная (силовая) нагрузка – нагрузка, направленная на укрепление мышц и придание им определенной формы. Это нагрузки с малым потреблением кислорода. Их цель – развитие силы, наращивание мышечной массы. К анаэробным нагрузкам относятся занятия на силовых тренажерах, выполнение упражнений со спортивными снарядами (штанги и гантели – их еще называют “свободными весами”), а также блоки силовых тренажеров. Анаэробные упражнения приводят в действие совершенно иной тип обмена веществ, использующий в качестве топлива почти исключительно гликоген (заранее накопленные организмом углеводы). При анаэробном тренинге выполняются высокоинтенсивные, непродолжительные упражнения. Анаэробный тренинг (например, упражнения с отягощением до временного “отказа”) высокоинтенсивен, в работу вовлекается максимальное число мышечных волокон. В результате организм не в состоянии обеспечить себя достаточным количеством кислорода для восстановления энергии, несмотря на то, что вы, возможно, дышите еще сильнее, чем при беге. Дополнительным источником энергии становится гликоген. Однако способность организма восполнять энергию с помощью одного лишь гликогена невелика. Отсюда небольшая продолжительность тренинга с тяжестями: по-настоящему интенсивные упражнения можно продолжать не дольше часа-полутора.

Систематические силовые тренировки – это наилучший способ избежать ослабления осанки, мышц спины и жалоб на суставы. Кроме того, силовые тренировки играют важную роль для поддержания вашей фигуры в отличной форме и сохранения привлекательной внешности, в то же время данные тренажеры могут использовать и тренированные атлеты.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Link
  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Link

Вот еще неплохое объяснение, что такое анаэробная нагрузка

Анаэробная нагрузка – “аэро” – воздух, “анаэро” – без воздуха, нагрузка, носящая силовой характер, короткий всплеск энергии. Анаэробные упражнения: тренировка силовой направленности: ускорения, старты, прыжки и тому подобное. “Анаэробный” означает “без кислорода” и заключается в кратковременных, коротких интенсивных всплесках энергии. Обычно с частотой сердечных сокращений (ЧСС) больше 180 в минуту. Замечали когда выполняете что-то и задерживаете дыхание? Это оно.

Аэробная нагрузка – нагрузка, носящая длительный характер с низкой интенсивностью (интенсивность – уровень нагрузки от предельного максимума). Бег, велотренажер, плаванье, просто катание на роликах – примеры аэробной нагрузки. В качестве тренировки сердечно-сосудистой система незаменима. ЧСС меньше180. В данном случае 100% МПК соответствует ЧСС 180.

Максимальное потребление кислорода (МПК) это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 минуту). Не надо путать с тем количеством кислорода, которое человек вдыхает легкими, так как только часть этого кислорода в конечном счете поступает к органам. Обычно используются проценты от МПК. Если потребление кислорода при нагрузке находится ниже уровня МПК, то нагрузка аэробная. При повышении нагрузки она превращается в анаэробную. – пропущен важный глагол, смысл фразы потерян

Систематические силовые тренировки – это наилучший способ избежать ослабления осанки, мышц спины и жалоб на суставы. Кроме того, силовые тренировки играют важную роль для поддержания вашей фигуры в отличной форме и сохранения привлекательной внешности, в то же время данные тренажеры могут использовать и тренированные атлеты.

Плавание для триатлетов

Если вы занимаетесь несколькими видами спорта, то четко должны расставить приоритеты, в каком виде вам нужно сильнее и больше тренироваться. Ни в коем случае не пренебрегайте восстановлением, правильно распределяйте нагрузки. Ваше здоровье — это самое дорогое, что у вас есть. Выбирайте тренировочную программу, которая позволит вам добиваться нужного результата без потерь. Составление программ для комплексных нагрузок лучше доверить хорошему специалисту. Должен быть постоянный контроль за состоянием вашего самочувствия, тестирование функциональной подготовки должно стать неотъемлемой частью тренировочного процесса. Только так вы добьетесь желаемого результата,сохранив свое здоровье на радость себе любимому и своей семье.

Двигаемся дальше. Если вы хотите принять участие в соревнованиях, не важно на открытой воде или в бассейне, то тренировки должны соответствовать дистанции, запросам по времени либо просто доплыть. Опять же, они будут разными. Сделайте тестирование. Это не сложно. Выявите слабые стороны в своей готовности и начинайте тренировать то, что отстает, поддерживая свои сильные возможности. Например: есть выносливость, но не хватает мощности в гребке — тренируйтесь на мощность и силу. Есть скорость, но не хватает на длинную дистанцию, тренируйте выносливость.

Формат подготовки


Константин, получил скольжение и расслабленную руку при проносе

Как высчитать максимальную частоту сердечных сокращений (МЧСС)

Существует формула расчёта МЧСС: 220 – возраст. Например, у спортсмена, возраст которого 30 лет, МЧСС будет равняться 190 ударам в минуту. Но это лишь общепринятая формула, поэтому лучше пройти тестирование в лабораторных условиях, чтобы получить точные данные о возможностях сердца.

Два наиболее известных способа тестирования: нагрузочные пробы на тредмиле (на беговой дорожке) и на велоэргометре (на велотренажёре). Полученные данные прокомментирует спортивный врач.

1-я зона – аэробная восстановительная. ЧСС спортсмена – 50-70% от ЧССmax. Энергия поступает за счёт окисления жиров, мышечного гликогена и глюкозы. Скорость плавания – 50–65% от максимальной, время работы – от 20 минут до 3-5 часов. На таком пульсе плавают длительные дистанции – 2000-6000 м и более.

3. Плавание по-собачьи

Начинать как обычно, но теперь удерживайте уровень воды в районе рта. Подбородок удерживайте в воде, а выдох делайте в воздух. Теперь у вас есть опыт и определенные навыки. Тренируйтесь, совершенствуйте технику.


Когда будете заниматься, вы сможете окончательно преодолеть психологический барьер и научиться правильно дышать во время плавания. Выровняйте уровень воды по кончику носа и выдохните немножко воздуха в воду. Потом сделайте 2 интенсивных гребка руками. Когда нос и рот поднимутся над водой, вдохните ртом, отклонив голову немножко назад. Подбородок должен постоянно находиться в воде. Контролируйте это. Затем погрузите голову в воду так, чтобы ели виднелся кончик носа. Чем ниже вы опуститесь – тем лучше. Плывите дальше и держите уровень воды по кончику носа. Потом снова повторите выдох в воду и вдох. Делайте данное упражнения как можно дольше.

Польза и вред плавания на спине, по-собачьи, в бассейне

То, что плавание полезно, — факт общеизвестный. Но гораздо реже задумываются о том, какое разнообразное воздействие на организм оказывают различные его стили. По мнению ведущих специалистов, занимающихся проблемами ожирения, плавание для этой цели может оказаться занятием не менее действенным, чем частые интенсивные упражнения в тренажерном зале.

  1. Польза и вред плавания на спине
  2. Польза и вред плавания по-собачьи
  3. Польза и вред плавания в бассейне для фигуры
  4. ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

  • насыщению крови и внутренних органов кислородом;
  • расслаблению нервной системы (падает уровень гормонов стресса, включая адреналин);
  • укреплению мышц кора: они ответственны за стабилизацию положения позвоночника, бедер и таза.

С какими проблемами может столкнуться взрослый человек?

  1. Отсутствие самодисциплины. Только регулярные тренировки, как в бассейне, так и в тренажерном зале позволят через месяц развить достаточно хорошую скорость, чтобы проплывать 50 метров брасом за 25 секунд. Потеря самодисциплины – это главная проблема, с которой сталкивается большинство начинающих спортсменов.
  2. Мышечная боль. Интенсивные тренировки могут приводить к перенапряжению мышц, что отражается на организме в качестве мышечных болей. В таком случае на время нужно прекратить тренироваться, либо снизить интенсивность тренировок. Как только организм восстановится, можно возобновлять спортивные упражнения.
  3. Узкая направленность. Когда спортсмен хочет нарастить скорость плавания, например, брассом или кролем, он начинает интенсивно тренироваться именно в этих техниках. Но, каждая тренировка должна включать и освоение новых техник, новых движений руками и ногами, которые дополнительно можно будет использовать при плавании в уже известных стилях.

Только когда привыкните не допускать таких ошибок и идти к своей цели, тогда и сможете научиться быстро плавать.

В первую очередь, давайте разберемся с техникой. Она здесь достаточно проста, именно поэтому этот стиль часто и используется детьми и взрослыми, которые учатся держаться на воде и плавать.

От теории к практике

Освоить плавание можно абсолютно в любом возрасте. Единственными преградами для взрослого человека к достижению желаемой цели могут стать предрассудки и страхи. Избавиться от них позволяет четкое понимание того, что плавание и в бассейне, и в открытом водоеме приносит не только удовольствие, но и благоприятно воздействует на здоровье.

Занятия плаванием на регулярной основе способствуют:

  • развитию дыхательной системы;
  • тренировке сердца и кровеносных сосудов;
  • стимуляции обменных процессов;
  • укреплению мускулатуры, иммунитета и нервной системы.

Начинать учиться плавать следует в неглубоком бассейне или открытом водоеме. Ноги должны чувствовать твердую опору, голова и плечи — находиться над водой. Ощущать себя в полной безопасности и обрести уверенность позволяет присутствие умеющего хорошо плавать человека.

Альтернативой могут стать занятия с квалифицированным тренером. Посещение специальных занятий не является обязательным условием, постичь азы плавания можно и самостоятельно.

  • развитию дыхательной системы;
  • тренировке сердца и кровеносных сосудов;
  • стимуляции обменных процессов;
  • укреплению мускулатуры, иммунитета и нервной системы.

Применение в качестве упражнения для кроля

  • Нужно помнить о том, что длительное плавание с поднятой головой вредно для шейного отдела позвоночника, а также влечет ухудшение кровоснабжения головы. Если маленькому ребенку позволительно так плавать для того, чтобы более комфортно ознакомиться с водой и наслаждаться купанием, то взрослому следует больше думать о здоровье, стремиться плавать с опущенной головой.
  • Взрослые могут использовать разновидность плавания по-собачьи с опущенной в воду головой для тренировки гребков руками – об этом поговорим в следующем разделе этой статьи.
Читать статью  Два способа научить ребенка плавать в 6-10 лет и старше

Как научиться плавать по-лягушачьи, техника плавания лягушкой

Те, кто только начинает знакомство с водной стихией и еще не умеет плавать, а только удерживать тело на воде, плавая по-собачьи, часто делают ошибки в выборе стиля плавания и начинают обучение со сложных техник. Специалисты в таких случаях рекомендуют взять более простой, чтобы научиться синхронности движений, правильному методу дыхания в воде и прочим тонкостям плавания. Называют в народе этот стиль плавания — по-лягушачьи,- он является довольно простым, хотя при этом самым медленным из существующих.


Те, кто только начинает знакомство с водной стихией и еще не умеет плавать, а только удерживать тело на воде, плавая по-собачьи, часто делают ошибки в выборе стиля плавания и начинают обучение со сложных техник. Специалисты в таких случаях рекомендуют взять более простой, чтобы научиться синхронности движений, правильному методу дыхания в воде и прочим тонкостям плавания. Называют в народе этот стиль плавания — по-лягушачьи,- он является довольно простым, хотя при этом самым медленным из существующих.

Техника выполнения

Сначала рассмотрим движения рук — попробуйте сделать их в воздухе, вам сразу станет понятно, как двигаться в воде. Предплечья сводят вместе так, что локти упираются в грудь. Теперь вытягивайте руки вперед, и в момент распрямления, разверните ладони тыльными сторонами друг к другу, и как бы раздвиньте воду в стороны. Руки разводят до тех пор, пока они не образуют прямую линию. Теперь снова сведите предплечья и т.д.

Ноги раздвигаются в горизонтальной плоскости, колени подтягиваются к животу, в идеале пятки должны столкнуться друг с другом. Конечности двигаются синхронно – сначала раскрываются руки, за счет чего происходит рывок вперед, затем, пока они собираются под водой, раскрываются ноги, движение вперед подхватывается и продолжается. В момент, когда руки совершают гребок, пловец, кратковременно, погружает лицо в воду и совершает выдох. Во время фазы возврата, когда руки собираются у груди – вдох.

Данный стиль требует идеальной слитности движений, и не слишком требователен к дыхательной системе. При желании, лицо можно, и вовсе, не погружать в воду, но в этом случае вы будете плыть еще медленнее и больше устанете.

Сначала рассмотрим движения рук — попробуйте сделать их в воздухе, вам сразу станет понятно, как двигаться в воде. Предплечья сводят вместе так, что локти упираются в грудь. Теперь вытягивайте руки вперед, и в момент распрямления, разверните ладони тыльными сторонами друг к другу, и как бы раздвиньте воду в стороны. Руки разводят до тех пор, пока они не образуют прямую линию. Теперь снова сведите предплечья и т.д.

Годичный план тренировок в плавание

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

15 августа 2023

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2021 г. № 391 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание”

Обзор документа

Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2021 г. № 391 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание”

16 июля 2021

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354) и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание».

2. Признать утратившим силу приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 41 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.02.2018, регистрационный № 50011).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр О.В. Матыцин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2021 г.
Регистрационный № 64117

УТВЕРЖДЕН
приказом Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Федеральный стандарт спортивной подготовки
по виду спорта «плавание»

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (далее — ФССП) определяет совокупность минимальных требований к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Главой IV Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354).

I. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки

1. Программа спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (далее — Программа) должна иметь следующую структуру и содержание:

систему спортивного отбора и контроля;

перечень материально-технического обеспечения;

перечень информационного обеспечения.

1.1. На «Титульном листе» Программы указываются:

название Программы с указанием вида спорта (спортивной дисциплины) и этапов спортивной подготовки;

наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;

год составления Программы.

1.2. В «Пояснительной записке» Программы указываются:

название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;

цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы;

срок реализации Программы;

характеристика вида спорта «плавание», входящих в него спортивных дисциплин и их отличительные особенности.

1.3. «Нормативная часть» Программы должна содержать:

структуру тренировочного процесса (циклы, этапы, периоды и другое);

продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления и перевода на этапы спортивной подготовки, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 1 к ФССП);

требования к объему тренировочного процесса (приложение № 2 к ФССП), в том числе к объему индивидуальной подготовки и предельные тренировочные нагрузки;

режимы тренировочной работы и периоды отдыха (активного, пассивного);

виды подготовки (общая физическая и специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая), а также соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 3 к ФССП);

требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 4 к ФССП);

перечень тренировочных мероприятий (приложение № 5 к ФССП);

годовой план спортивной подготовки;

планы инструкторской и судейской практики;

планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств;

планы мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

1.4. «Методическая часть» Программы должна содержать:

рекомендации по проведению тренировочных занятий с учетом влияния физических качеств на результативность (приложение № 6 к ФССП);

планы-конспекты тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки с указанием видов упражнений, средств и методов тренировки;

рекомендации по планированию спортивных результатов; рекомендации по организации научно-методического обеспечения, в том числе психологического сопровождения.

1.5. «Система спортивного отбора и контроля» должна содержать:

мероприятия по отбору спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта «плавание»;

критерии оценки результатов реализации Программы на каждом из этапов спортивной подготовки в соответствии с требованиями к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;

контроль результативности тренировочного процесса по итогам каждого этапа спортивной подготовки и сроки его проведения;

комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической и специальной физической, технической, теоретической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, и рекомендации по организации их проведения.

1.6. «Перечень материально-технического обеспечения» Программы должен содержать перечень помещений, оборудования, спортивного инвентаря и спортивной экипировки, используемых для реализации Программы.

1.7. «Перечень информационного обеспечения» Программы должен содержать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для использования в работе лицами, проходящими спортивную подготовку, и лицами ее осуществляющими.

II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта «плавание» (спортивных дисциплин)

2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы для лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки, определяют возможность зачисления и перевода лиц, проходящих спортивную подготовку, с одного этапа спортивной подготовки на другой этап спортивной подготовки, учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «плавание» и включают:

2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта «плавание» (приложение № 7 к ФССП).

2.2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду спорта «плавание» (приложение № 8 к ФССП).

2.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «плавание» (приложение № 9 к ФССП).

2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта «плавание» (приложение № 10 к ФССП).

III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки по виду спорта «плавание»

3. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта «плавание»;

соответствие требованиям к результатам реализации Программ на соответствующем этапе спортивной подготовки;

наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

4. Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с годовым планом реализации Программы, на основании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.

5. Лицо, осуществляющее спортивную подготовку, при участии в спортивных соревнованиях обязано соблюдать требования соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.

IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

6. Результатом реализации Программы является:

6.1. На этапе начальной подготовки:

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

формирование широкого круга двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств;

повышение уровня общей физической и специальной физической подготовки;

освоение основ техники и тактики по виду спорта «плавание»;

общие знания об антидопинговых правилах;

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки.

6.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям видом спорта «плавание»;

повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

формирование физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность;

соблюдение режима тренировочных занятий и периодов отдыха, режима восстановления и питания;

овладение навыками самоконтроля;

приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях на первом и втором годах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);

достижение стабильности результатов участия в официальных спортивных соревнованиях на третьем — пятом годах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);

овладение основами теоретических знаний о виде спорта «плавание»;

знание антидопинговых правил;

6.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;

повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

повышение функциональных возможностей организма;

формирование навыка профессионального подхода к соблюдению режима тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также требований мер безопасности; выполнение плана индивидуальной подготовки;

достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта «плавание»;

знание антидопинговых правил;

6.4. На этапе высшего спортивного мастерства:

сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;

повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

повышение функциональных возможностей организма;

закрепление навыка профессионального подхода к соблюдению режима тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания, а также к соблюдению периодов отдыха и ведению дневника самонаблюдения, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также требований мер безопасности;

выполнение плана индивидуальной подготовки;

достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

7. Продолжительность прохождения спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку.

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «плавание»

8. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «плавание» определяются в Программе и учитываются в том числе при составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также при планировании спортивных результатов.

9. Порядок и сроки формирования тренировочных групп на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом особенностей вида спорта «плавание» и его спортивных дисциплин, определяются организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.

10. Для зачисления и перевода в группы на этапах спортивной подготовки необходимо наличие:

на этапе совершенствования спортивного мастерства — спортивного разряда «кандидат в мастера спорта»;

на этапе высшего спортивного мастерства — спортивного звания «мастер спорта России».

VI. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям

11. Организации должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программы, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре и иным условиям, установленным ФССП.

12. Требования к кадровому составу организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

12.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Инструктор-методист», утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 630н (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2014, регистрационный № 34135) 1 , или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).

12.2. Для проведения тренировочных занятий на всех этапах спортивной подготовки, кроме основного тренера, допускается привлечение тренера (тренеров) по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «плавание», а также привлечение иных специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку (при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку).

Читать статью  Советы тренеров: как быстро плавать и ставить рекорды

12.3. Допускается одновременное проведение тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, если:

объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) первого и второго года спортивной подготовки;

объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с третьего по пятый год спортивной подготовки и этапе совершенствования спортивного мастерства;

объединенная группа состоит из лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

При одновременном проведении тренировочных занятий с лицами, проходящими спортивную подготовку в группах на разных этапах спортивной подготовки, не должна быть превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения.

13. Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций и иным условиям предусматривают обеспечение (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом спортивной инфраструктуры) наличия:

плавательного бассейна (25 мили 50 м);

тренировочного спортивного зала;

медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238);

обеспечения оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки (приложение № 11 к ФССП);

обеспечения спортивной экипировкой (приложение № 12 к ФССП);

обеспечения проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно лиц, проходящих спортивную подготовку;

обеспечения питанием и проживанием лиц, проходящих спортивную подготовку, в период проведения спортивных мероприятий;

медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.

14. К иным условиям реализации Программы относятся трудоемкость Программы (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования тренировочных групп.

14.1. Программа рассчитывается на 52 недели в год.

Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, должен вестись в соответствии с годовым планом спортивной подготовки (включая четыре недели летнего периода самостоятельной подготовки и (или) летнего спортивно-оздоровительного лагеря для обеспечения непрерывности тренировочного процесса) и осуществляется в следующих формах:

тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные), в том числе с использованием дистанционных технологий;

тренировочные мероприятия (тренировочные сборы);

самостоятельная подготовка по индивидуальным планам, в том числе с использованием дистанционных технологий; спортивные соревнования;

инструкторская и судейская практики;

медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия.

14.2. В годовом плане спортивной подготовки количество часов, отводимых на спортивные соревнования и тренировочные мероприятия, указываются в соответствии с требованиями к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание» и перечнем тренировочных мероприятий. Самостоятельная подготовка должна составлять не менее 10% от общего количества часов, предусмотренных годовым планом спортивной подготовки. Остальные часы распределяются организацией, осуществляющей спортивную подготовку, с учетом особенностей вида спорта.

14.3. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации Программы не должна превышать:

на этапе начальной подготовки — двух часов;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — трех часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства — четырех часов;

на этапе высшего спортивного мастерства — четырех часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.

14.4. На основании годового плана спортивной подготовки организацией, осуществляющей спортивную подготовку, утверждается план тренировочного процесса и расписание тренировочных занятий для каждой тренировочной группы.

14.5. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется только на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

1 с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 12.12.2016 № 727н (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2017, регистрационный № 45230).

Приложение № 1
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления и перевода на этапы спортивной подготовки, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»

Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Возраст для зачисления и перевода в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 2 7 15
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 5 9 12
Этап совершенствования спортивного мастерства 3 12 7
Этап высшего спортивного мастерства не устанавливается 14 4

Приложение № 2
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Требования к объему тренировочного процесса

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Количество часов в неделю 6 9 14 18 28 32
Общее количество часов в год 312 468 728 936 1456 1664

Приложение № 3
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»

Виды подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
Один год Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 55-57 50-53 43-46 32-35 18-22 13-17
Специальная физическая подготовка (%) 18-21 23-25 26-29 33-36 43-47 48-51
Техническая подготовка (%) 16-19 16-19 16-20 18-22 18-22 18-22
Теоретическая подготовка (%) 1-2 1-2 1-3 1-4 1-4 1-4
Тактическая подготовка (%) 1-2 1-2 1-3 1-4 1-5 1-5
Психологическая подготовка (%) 1-2 1-2 1-3 1-4 1-4 1-5

Приложение № 4
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта «плавание»

Виды спортивных соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Контрольные 1 3 4 6 8 8
Отборочные 2 2 2 2
Основные 2 4 4 4

Приложение № 5
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Перечень тренировочных мероприятий

№ п/п Виды тренировочных мероприятий Предельная продолжительность тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) Число участников тренировочного мероприятия
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1. Тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям 18 21 21 Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку
1.2. Тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России 14 18 21
1.3. Тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям 14 18 18
1.4. Тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации 14 14 14
2. Специальные тренировочные мероприятия
2.1. Тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке 14 18 18 Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе
2.2. Восстановительные тренировочные мероприятия До 14 дней В соответствии с количеством лиц, принимавших участие в спортивных соревнованиях
2.3. Тренировочные мероприятия для комплексного медицинского обследования До 5 дней, но не более 2 раз в год В соответствии с планом комплексного медицинского обследования
2.4. Тренировочные мероприятия в каникулярный период До 21 дня подряд и не более двух тренировочных мероприятий в год Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе
2.5. Просмотровые тренировочные мероприятия для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта До 60 дней В соответствии с правилами приема

Приложение № 6
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Влияние физических качеств на результативность

Физические качества Уровень влияния
Быстрота 3
Сила 2
Выносливость 3
Гибкость 2
Координация 1

3 — значительное влияние;

2 — среднее влияние;

1 — незначительное влияние.

Приложение № 7
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе начальной подготовки по виду спорта «плавание»

№ п/п Упражнения Единица измерения Норматив
мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки для возрастной группы
1.1. Бег на 30 м с не более
6,9 7,1
1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу количество раз не менее
7 4
1.3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см не менее
+1 +3
1.4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см не менее
110 105
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Плавание (вольный стиль) 50 м без учета времени
2.2. Бег челночный 3×10 м с высокого старта с не более
10,1 10,6
2.3. Исходное положение — стоя держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед м не менее
3,5 3
2.4. Исходное положение — стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 50 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад количество раз не менее
1

Приложение № 8
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду спорта «плавание»

№ п/п Упражнения Единица измерения Норматив
юноши девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1. Бег на 1000 м мин, с не более
5,50 6,20
1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу количество раз не менее
13 7
1.3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см не менее
+4 +5
1.4. Челночный бег 3×10 м с не более
9,3 9,5
1.5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см не менее
140 130
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Исходное положение — стоя держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед м не менее
4 3,5
2.2. Исходное положение — стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 60 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед- назад количество раз не менее
3
2.3. Исходное положение — стоя в воде у борта бассейна. Отталкиванием двух ног скольжение в воде лежа на груди, руки вперед м не менее
7 8
2.4. Техническое мастерство Обязательная техническая программа

Приложение № 9
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «плавание»

№ п/п Упражнения Единица измерения Норматив
юноши/ мужчины девушки/ женщины
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1. Бег на 2000 м мин, с не более
9,20 10,40
1.2. Подтягивание из виса на высокой перекладине количество раз не менее
8
1.3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу количество раз не менее
15
1.4. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см не менее
+9 +13
1.5. Челночный бег 3×10 м с не более
8,0 9,0
1.6. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см не менее
190 165
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Исходное положение — стоя держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед м не менее
5,3 4,5
2.2. Исходное положение — стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 50 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад количество раз не менее
5
2.3. Прыжок в высоту с места отталкиванием двумя ногами, с приземлением на обе ноги см не менее
45 35
2.4. Исходное положение — стоя в воде у борта бассейна. Отталкиванием двух ног скольжение в воде лежа на груди, руки вперед. Дистанция 11 м с не более
6,7 7
5.6. Техническое мастерство Обязательная техническая программа

Приложение № 10
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта «плавание»

№ п/п Упражнения Единица измерения Норматив
юноши/ мужчины девушки/ женщины
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1. Бег на 30 м с не более
4,7 5,0
1.2. Бег на 2000 м мин, с не более
8,10 10,00
1.3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу количество раз не менее
36 20
1.4. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) см не менее
+11 +15
1.6. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами см не менее
215 180
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1. Исходное положение — стоя держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед м не менее
7,5 5,3
2.2. Прыжок в высоту с места отталкиванием двумя ногами, с приземлением на обе ноги см не менее
50 40
2.3. Подтягивание из виса на высокой перекладине количество раз не менее
12 7
2.4. Исходное положение — стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата 50 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад количество раз не менее
5
2.5. Техническое мастерство Обязательная техническая программа

Приложение № 11
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки

№ п/п Наименование Единица измерения Количество изделий
1. Весы электронные штук 1
2. Доска для плавания штук 30
3. Доска информационная штук 2
4. Колокольчик судейский штук 10
5. Ласты тренировочные для плавания пар 30
6. Лопатки для плавания (большие, средние, кистевые) пар 60
7. Мат гимнастический штук 15
8. Мяч ватерпольный штук 5
9. Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг комплект 2
10. Поплавки-вставки для ног (колобашка) штук 30
11. Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением штук 30
12. Разделительные дорожки для бассейна (волногасители) комплект 1
13. Секундомер настенный четырехстрелочный для бассейна штук 2
14. Секундомер электронный штук 8
15. Скамейка гимнастическая штук 6

Приложение № 12
к федеральному стандарту
спортивной подготовки по
виду спорта «плавание»,
утвержденному приказом
Минспорта России
от 1 июня 2021 г. № 391

Обеспечение спортивной экипировкой

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
№ п/п Наименование Единица измерения Расчетная единица Этапы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
количество срок эксплуатации (лет) количество срок эксплуатации (лет) количество срок эксплуатации (лет) количество срок эксплуатации (лет)
1. Гидрокостюм стартовый (женский) штук на занимающегося 1 1 2 1
2. Гидрошорты стартовые (мужские) штук на занимающегося 1 1 2 1
3. Костюм спортивный штук на занимающегося 1 1 1 1
4. Кроссовки спортивные пар на занимающегося 1 1 1 1
5. Купальник (женский) штук на занимающегося 2 1 2 1 2 1
6. Носки пар на занимающегося 1 1 1 1
7. Очки для плавания штук на занимающегося 2 1 2 1 2 1
8. Плавки (мужские) штук на занимающегося 2 1 2 1 2 1
9. Полотенце штук на занимающегося 1 1 1 1
10. Рюкзак спортивный штук на занимающегося 1 1 1 1
11. Футболка с коротким рукавом штук на занимающегося 1 1 1 1
12. Шапочка для плавания штук на занимающегося 2 1 3 1 3 1

Обзор документа

Утвержден новый стандарт подготовки по плаванию. Он заменит стандарт 2018 г.

Так, программа подготовки должна содержать нормативную и методическую части, систему спортивного отбора и контроля, перечень материально-технического и информационного обеспечения.

Минимальный возраст для зачисления в группу на этапе начальной подготовки составляет 7 лет. Самое значительное влияние на результаты по данному виду спорта оказывают быстрота и выносливость.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник https://pro-plavanie.ru/plavanie/trenirovki-po-plavaniyu-programmy-dlya-nachinayushhih-i-srednego-urovnya-plan-na-skorost

Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401339098/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *